Блог Сергея Хожакова

Мой опыт по созданию и раскрутке сайта на WordPress

Для новичка

Сторителлинг с примерами и техникой написания

Сторителлинг — это один из самых популярных запросов среди людей, желающих писать мощные тексты и активно влиять на аудиторию. В сегодняшней статье постараюсь ответить на вопрос что такое сторителлинг. Каждый из нас с детства помнит истории о злом волке, который придет и укусит ребенка, если малыш ляжет на бок. Сказки о Красной Шапочке, Незнайке или Змее Горыныче стали тем инструментом, который позволил исследовать окружающий мир и отличать добро от зла. Все литературные произведения, будь то выдуманные или основанные на реальных событиях – это история, предложенная автором.

сторителлинг что это такое

Оказывается, рассказ – это не только самый доступный способ донести определенную информацию, но и мощный инструмент в продажах и тимбилдинге. Множество популярных книг по саморазвитию, например, труды Кийосаки, Стивена Кови или Дейла Карнеги – это набор историй различных людей, с помощью которых писатель мотивирует читателя и переводит его мысли в нужное русло.

Сторителлинг что это такое

Любой человек ежедневно общается с другими людьми. Каждый диалог – это полноценная история, в которой могут затрагиваться рабочие вопросы, изложения прошедших за день событий или перечисление малозначительных фактов. Простой рассказ давно используется торговцами как сильнейший инструмент продаж. Самое главное для продающего – вызвать интерес у слушателя и мотивировать его к покупке товара или услуге.

Даже самый качественный товар по сверхнизкой цене не принесет вам крупных продаж, если не обрастет красивым описанием или многочисленными слухами и историями. Если вы хотите добиться успеха в торговле товарами для массового сегмента или мотивировать сотрудников на более активную работу, разберитесь в storytelling , узнайте что это такое и как построить действительно цепляющий текст. Любая цельная история, вне зависимости от содержания, имеет четкую структуру:

  • введение, где в краткой форме даются данные о проблеме, главных героях и месте событий;
  • описание сюжета или подробное изложение всей информации;
  • заключение, в котором история становится законченной и приходит к счастливому концу.

Все предельно просто, но для понимания что такое сторителлинг нужно выделить основные преимущества техники:

  1. Прямое воздействие на эмоции и мысли слушателя.
  2. Большой процент усвояемости истории за счет простоты изложения.
  3. Минимизация возможных конфликтов. Сторителлинг – это субъективное мнение автора, ни в коем случае не претендующее на статус аксиомы.

Техника предполагает выступление перед большой аудиторией, поэтому перед ее применением нужно поработать над некоторыми психологическими моментами. Во-первых, прокачать ораторские навыки и понять, чего хочет выбранный сегмент слушателей. Во-вторых, четко продумать, что должен сделать собеседник после прослушивания истории. У сторителлинга должна быть четкая цель, которая и приведет к успеху.

Вариации техники написания

Эффективный сторителлинг начинается с анализа выбранной аудитории. Молодым девушкам вряд ли понравится слушать повествование о рыбалке или правилах выбора инжекторных двигателей. Так, и директора фирм не станут обращать внимание на того, кто толкует им о социальных сетях.

Прежде всего, определимся с форматом и размером текста. Идеальной для восприятия в блоге является история размером в 2-3 тысячи символов, то есть один лист формата А4. Более молодая аудитория соцсетей читает меньше – здесь лучше применять емкие истории размером до 1000 символов, сопровождаемые яркими и цепляющими изображениями.

сторителлинг что это такое

Читатель должен понимать, что повествование отражает те проблемы, которые затронули его жизнь или волнуют его в данный момент. Иногда нужно упомянуть таких шаблонных персонажей, как:

  • хулиган из соседнего двора;
  • первую любовь и разбитое сердце;
  • жадного и сварливого начальника;
  • несносного соседа по этажу.

Большинство подобных историй читаются вскользь, а аудитория останавливает внимание на ярких отрывках. Поэтому, очень важны жизненные цитаты, красивые и яркие картинки и короткий, но захватывающий заголовок.

Несколько способов по написанию увлекательной истории

Примеры сторителлинга, всевозможные техники и вариации дают огромную почву для воображения. Из наиболее применяемых алгоритмов можно выделить мономиф, гора, матрешка, искра, начало с середины, общие цели, неожиданный поворот и цветок.

Мономиф

Техника «Мономиф» представляет собой историю человека, который добился успеха, но прошел к вершине через трудности. Рассказчик описывает свою жизненную ситуацию, а затем мотивирует приобрести товар или услугу, чтобы с помощью нее покупатель мог прийти к признанию и богатству.

сторителлинг путь героя

Пример Мономифа:

Александр, ныне успешный бизнесмен в области интернет-технологий, всего несколько лет назад питался гречкой и лапшой быстрого приготовления, работая за копейки и боясь потерять мизерный заработок. Однажды он увидел объявление о наборе на курсы по беспроводным системам и, собрав последние сбережения, успешно записался на них. Материал давался тяжело, но Александр не только справился с программой, но и дополнительно прошел онлайн-курсы.

Сегодня его целеустремленность и терпение позволили герою стать владельцем собственного интернет-провайдера и зарабатывать отличные деньги. Параллельно Александр разрабатывал собственный курс, в котором отразил главные знания в отрасли и собственные выводы. Теперь стать успешным можете и Вы! Достаточно записаться на курс Александра и пойти по пути человека, добившегося значительных результатов.

Гора

Еще одна эффективная тактика, заключающаяся в рассказе истории в которой все хорошо, но резко становится плохо из-за неправильных действий героя. Параллельно предлагается оптимальное решение проблемы.

разновидность сторителлинга гора

Пример Горы:

Анна – отличная домохозяйка. Она решила сэкономить на посудомойке на юбилее и вызвалась самостоятельно вымыть тарелки и стаканы с первого дня праздника. В магазине Анна взяла дешевое средство в надежде сберечь еще несколько рублей. Покупка оказалась настолько некачественной, что с ее помощью не удалось справиться даже с половиной объема тарелок.

В итоге, Анна не успела подготовить стол ко второму дню, что вызвало волну критики в ее адрес. Все могло разрешиться успешно, если бы героиня выбрала более дорогое средство «Чистота +», которое при том же объеме бутылки способно вымыть в 3 раза больше посуды.

Матрешка

«Матрешка» — это история в истории. Главный герой повествования сам предлагает слушателям несколько рассказов. Вспомним «Графа Монте Кристо» Дюма, в котором Эдмон Дантес от своего имени параллельно повествует ряд историй.

схема рассказа матрешка

Искра

Простейший инструмент, который отделяет плохое от хорошего. Повествующий одновременно рассказывает несколько историй с противоположным концом.

сторителлинг что это такое

Пример Искры:

Иван и Петр – успешные служащие банков, год назад зарабатывавшие примерно одинаковые деньги. За последний год Иван нанял финансового консультанта, сократил расходы и смог открыть собственный банк. Петр, в свою очередь, тратил зарплату на развлечения и продолжал жить «до получки». В итоге, Петра уволили с работы и теперь он устроился на куда менее престижную должность. А ведь достаточно было нанять финансового консультанта и не зависеть от начальника.

Еще один показательный пример, это реклама моющего средства Fairy, показанная на примере праздника в двух деревнях:

Начало с середины

В этой технике рассказ начинается с середины. Сюжет развивается, но слушатель не знает ни начала, ни окончания истории. Раскрытие тайны происходит в самом конце. Самое главное, не затягивать время повествования и периодически подбрасывать интересные факты.

Общие цели

Этот прием эффективен при перечислении достоинств компании. Одновременно рассказываются истории двух или более персонажей, в конце пути пришедших к одной и той же развязке. В основном здесь описываются дружеские отношения, работа в коллективе и стремление к смежной мечте.

как рассказать о партнерском бизнесе

Пример Общих целей:

Сергей получил историческое образование и стал одним из самых талантливых экскурсоводов страны. Павел всегда тяготел к путешествиям и большим автомобилям, поэтому купил автобус и начал возить туристов. Вместе Сергей и Павел создали туристическое агентство, ставшее лидером на рынке.

Неожиданный поворот

Внимание слушателей сосредоточено на общеизвестном факте, который предстает в совершенно необычном ракурсе. Зрители заинтригованы, хотя ничего особенного не произошло.

игра престолов финальный сезон

Пример Неожиданного Поворота:

Создатели культового сериала «Игра Престолов», прежде чем запустить 8 сезон на телеэкраны сообщили, что сняли несколько концовок на случай «слива» информации. Большинство зрителей понимают, как будут развиваться события, но заинтригованы возможными изменениями.

Цветок

«Цветок» или «Лепесток» — это техника, где есть общая идея, от которой во все стороны отходят лучи-лепестки. Например, несколько человек в разных концах земного шара объединены общей целью, но достигают результата абсолютно разными способами.

несколько рассказов в одном

Перечисленные техники дают ответ на вопрос сторителлинг что это такое, но являются лишь небольшой частью из тысяч возможных приемов. Каждый, кто овладевает азами воздействия на аудиторию посредством историй, выбирает под себя оптимальные приемы.

Правила построения

Свобода выбора приемов и техник должна быть сопряжена с четким выполнением поставленной цели. Текст должен предельно точно оценивать проблему и предлагать наиболее очевидный вариант решения. Чтобы ориентироваться в азах сторителлинга, рекомендуется пересмотреть самые известные рекламные ролики мира, в которых и применяется большинство техник.

Стоит добавить еще несколько правил, которые сделают ваши тексты яркими и запоминающимися:

  1. Герой должен установить контакт с аудиторией. Неважно, имеет персонаж негативную или позитивную окраску, главное, чтобы слушатель понял, что персонаж представляет собой и какие цели преследует.
  2. Написанная история должна отвечать ожиданиям и уровню образования аудитории. Как правило детям неинтересны рассказы о высшей математике, а домохозяйки вряд ли обратят внимание на приемы нанесения шпаклевки и штукатурки.
  3. Придумайте сложности и героя-антагониста, который будет мешать персонажу достигать цели. Интрига и препятствия всегда находят отклик у зрителя.
  4. Продумайте концовку и сделайте ее максимально неожиданной.

Сторителлинг – это свободное творчество, но имеющее определенные границы. Чтобы добиться поставленной при написании текста цели, нужно тщательно изучить ряд сопутствующих факторов.

Интересная литература по сторителлингу

Книг, в которых так или иначе применяется сторителлинг, огромное количество. Среди наиболее известных литературных произведений выделяются:

  1. Роберт Кийосаки – «Богатый папа, бедный папа». Здесь известный бизнесмен рассказывает историю своего детства, сравнивает методы зарабатывания денег биологического отца и отца-наставника, а также описывает истории успеха знакомых ему людей.
  2. Нэнси Дуарте – «Resonate: Захвати аудиторию своей яркой историей». Писательница предлагает ряд приемов из кинолент и книг, которые помогут написать увлекательный рассказ.
  3. Аннет Симмонс – «Сторителлинг. Как использовать силу историй». Идеальная книга для начинающих, где подробно расписаны основные техники сторителлинга.

Заключение

Талант сторителлера есть в каждом человеке. Ежедневно все из нас рассказывают окружающим людям истории, меняя их мнение о проблеме. Свои навыки можно проявить в более глобальном плане: создавать увлекательные сюжеты, которые помогут продать товар или склонить слушателей к тому или иному действию.

В отличие от многих приемов в маркетинге, сторителлинг – очень увлекательный процесс, который дает волю воображению. Великие сценаристы начинали с простых историй, так почему же вам не повторить их путь?

Подпишитесь на обновления блога

Комментарии (0)

Оставьте свой первый комментарий на блоге и получите в подарок плагин помогающий улучшить поведенческие факторы блога плюс подробную видеоинструкцию к нему