Что означает дедлайн и способы не просрочить заказ
На форумах или в группах копирайтеров часто можно прочитать такие фразы: «у меня дедлайн через час», «дедлайн завтра, а я на сайт зайти не могу» и т.д. Дедлайн что это значит? Что это за явление, которого все так боятся? Где еще в жизни мы встречаемся с этим понятием? Враг он всё-таки или друг копирайтеров? Попробуем разобраться.
Содержание статьи
Дедлайн что это значит или что такое дедлайн
Итак, дедлайн что это? Это слово пришло к нам из английского языка и дословно переводится как «линия смерти» или «мертвая черта». Так называли специальную линию, за которую не имели права переступить заключённые под страхом смерти.
В современном понимании значение слова изменилось. Дедлайн простыми словами – крайний срок, до которого нужно сдать работу. На биржах копирайтинга он конкретизируется вплоть до минут.
Где еще мы сталкиваемся с этим понятием
С дедлайном нам приходится иметь дело и в повседневной жизни. Помните в детстве: «Чтобы в девять была дома!», «Когда я приду с работы, уроки должны быть сделаны!» и т.д.? Потом ребенок идет в школу, где тоже сплошные дедлайны: сделать домашнее задание к конкретному уроку, вовремя сдать тетрадь, поделку и т.д.
Дедлайн преследует нас и во взрослой жизни: вовремя сдать проект на работе, принести врачу анализы в указанный день, приехать на вокзал или аэропорт не позже определенного времени, — все это примеры дедлайна в современном мире.
Также неплохо работает дедлайн и в сфере маркетинга. Начиная с напоминалок в маленьких магазинах о том, что «товар почти раскуплен до вас, и остается всего пара последних, если возьмете еще и со скидкой отдам» и тщательно выверенные маркетинговые хоты огромных корпораций с вывешенными рекламными щитами об акции, длящейся до конца месяца. Это все относится к так называемому маркетинговому дедлайну, который заставляет нас осуществлять покупку здесь и сейчас.
Какие бывают виды дедлайна
- В зависимости от того, насколько строгим будет взыскание за нарушение сроков, дедлайн делят на жёсткий и мягкий.Жёсткий дедлайн подразумевает строго определенные сроки сдачи заказа, нарушение которых будет иметь негативные последствия как для заказчика, так и для исполнителя. Почему я говорю «для заказчика»? Да потому, что у него были свои планы, которые нерадивый исполнитель сорвал.Мягкий дедлайн означает, что работа заказчику нужна не срочно и в случае форс-мажора он согласится подождать.
- По срокам сдачи дедлайн можно разделить на срочный, поэтапный, повторный и одноразовый.На выполнение срочного заказа исполнителю даётся не больше суток. Это значит, что нужно максимально сконцентрироваться, чтобы выполнить работу в сжатые сроки.Поэтапная сдача заказа имеет место тогда, когда исполнитель сдает работу по частям. Например, вам нужно сделать описания 80 поездов и вы каждый день отправляете заказчику несколько текстов.
А если на биржу зашёл студент, которому срочно нужно отредактировать курсовую – это пример одноразового заказа. Ведь он получит свою работу и уйдёт с сайта.
Под повторным дедлайном понимается регулярная сдача работы в определенное время. Например, копирайтер ведёт блог в Инстаграмме и должен выкладывать новые посты каждые два дня до 16.00.
Дедлайн: друг или враг копирайтера
Об этом можно спорить бесконечно. Сторонники строгого дедлайна утверждают, что он:
- Помогает сконцентрироваться на работе.Когда человек знает, что через пару часов текст нужно сдать, он не будет отвлекаться на разные мелочи.
- Мобилизует возможности копирайтера.
- Приучает к дисциплине.К сожалению, если большинству из нас не указать четкий срок выполнения работы, мы к ней так и не приступим.
- Воспитывает ответственность и пунктуальность.
Аргументы противников обычно сводятся к следующему:
- Жёсткие сроки убивают инициативу (человек должен писать тогда, когда у него нет вдохновения).
- В авральной ситуации сложно сосредоточиться.
Есть такая категория людей, которые впадают в панику, когда не успевают что-то сделать. И в результате они не могут сделать того, что в спокойной обстановке даётся им без труда. - Страдает качество работы.
Лично я с противниками дедлайна могу поспорить по каждому пункту. Во-первых, копирайтинг для большинства – это источник заработка. О каком вдохновении идет речь? Вы видели, например, учителя, который просит перенести урок на другой день, так как у него «нет вдохновения»?
Во-вторых, никто над вами с пистолетом не стоит и брать срочный заказ не заставляет. Если понимаете, что тема незнакомая и срок маленький, просто пройдите мимо. На биржах есть достаточное количество несрочных заказов. Оцениваете свои возможности до подачи заявки, чтобы не создавать проблем себе и заказчику.
А риск просрочить заказ и лишиться денег и рейтинга – это замечательный стимул взяться за работу вовремя, а не откладывать выполнение на самый последний момент.
Как не просрочить заказ
Все, что я сейчас напишу, взято из собственного опыта. Итак, несколько секретов копирайтера:
- Планирование времени нужно начинать уже на этапе выбора заказа в ленте.
Старайтесь всегда обращать внимание на то, сколько времени осталось до сдачи заказа, его объем, тематику и требования. Затем сопоставьте все эти данные, оцените свои возможности и делайте вывод, брать заказ или нет. Например: статья на 10000 знаков на автомобильную тематику, проверка по всем существующим сервисам и срок сдачи через два часа. Если в автомобилях вы ничего не понимаете, то такой заказ обойдите стороной.А что делать, если в ленте очень «вкусный» заказ по хорошей цене и на вашу тему, но очень маленький срок? Лично я пару раз подавал заявку, но сразу спрашивал о возможности изменить срок сдачи. Иногда и пара часов может сыграть решающую роль. Скажу, что мне везло: срок продлевали и заказ отдавали. Но здесь много зависит от того, как вы сумеете разрекламировать себя. - Реально оценивайте свои возможности.
Никогда не берите срочный заказ, если не уверены в возможности его выполнить. Лучше потерять несколько рублей, чем заработать негативный отзыв и соответствующую репутацию. Оценить возможности – это значит соотнести свою скорость печати, степень знакомства с тематикой заказа, время, которое уйдет на поиск информации, подгон уникальности и т.д. - Правильно распределяйте свое время.
Никогда не откладывайте заказ, который можете выполнить сейчас. Что будет «потом» никто из нас не знает. Тянуть до последнего и приступать к работе за несколько часов до дедлайна – плохая привычка. Писать быстро и качественно могут только профессионалы, отлично разбирающиеся в тематике и владеющие искусством слова. У остальных же в условиях аврала выходят весьма посредственные тексты с ошибками и опечатками. - Начинайте работу с выполнения сложных заказов.
В начале рабочего дня производительность всегда выше, да и собраться с мыслями легче. Поэтому рекомендуется выполнять вначале сложные заказы, а потом лёгкие. - Уберите подальше все, что может отвлекать вас от написания статьи.
Если сели за работу, уберите подальше любимую книгу, от которой невозможно оторваться, закройте все вкладки с соцсетями, отключите уведомления на телефоне за исключением самых важных. Также постарайтесь не отвлекаться на домашние дела.
Что делать, если не успеваешь сдать заказ вовремя
Такое случалось с каждым копирайтером хотя бы раз в жизни. Ведь от непредвиденных обстоятельств никто не застрахован: заболел сам или кто-то из родственников, отключили интернет, сломался компьютер и т.д. Как поступить в таком случае?
Если есть возможность, предупредите заказчика заранее, попросите изменить срок сдачи или снять вас с заказа. Поверьте, так больше шансов решить вопрос мирным путём. У меня был такой случай: взял в работу довольно объемный (для меня) заказ. И за день до дедлайна поднялась температура и писать не получалось никак. Я тут же связался с заказчиком, извинился, объяснил ситуацию и попросил сдвинуть сроки или снять меня, если у него нет возможности ждать. В результате мне дали ещё пару дней и оставили исполнителем.
Если в день сдачи заказа сломался компьютер, отключился интернет и т.д. , постарайтесь все равно выйти на связь. В конце концов, не могли же сломаться все гаджеты в доме? А зайти на биржу можно и с телефона. Ну а если предупредить не получилось, постарайтесь извиниться при первой возможности.
А вот чего делать не стоит, если не хотите получить заслуженный красный отзыв, так это сдавать заведомо неуникальный текст или статью вообще на другую тему в надежде, что система отправит это на доработку и у вас будет ещё время. Заказчик ведь тоже не настолько наивен, чтобы не понять такого манёвра.
Как написать статью быстро и качественно
Для того, чтобы зарабатывать на бирже деньги и рейтинг, а не отрицательные отзывы, нужно научиться писать быстро и качественно. Вот несколько советов, как этого добиться:
- Берите заказы на знакомые темы.
- Больше читайте. Это расширяет словарный запас и повышает грамотность.
- Правильно подходите к выбору информации. Если заказ на 2000 знаков, не нужно набирать данных на целую книгу. Это пустая трата времени.
Чем грозит срыв срока сдачи заказа
Понятно, что сейчас дедлайн не означает «черту смерти» и за нарушение сроков никто вас убивать не станет. Но санкции всё-таки предусмотрены. А какие именно зависит от многих факторов, таких как степень срочности заказа, настроение заказчика, правила биржи и т.д.
Самая распространенная на биржах копирайтинга санкция – это снятие исполнителя с заказа с последующим снижением рейтинга. Не редки и отрицательные отзывы со стороны заказчика. Причем в большинстве из них выражено недовольство не тем, что заказ не сдан, а что работник молча исчезает, не считая нужным даже предупредить о невозможности выполнить работу. Естественно, что у человека, который регулярно нарушает дедлайн, появляется соответствующая репутация. Следовательно, ему не будут доверять заказы с высокой оплатой, а значит и о высоком заработке останется только мечтать.
Дедлайн что это значит мы поняли, что вещь эта очень нужная. Чёткие сроки сдачи помогают мобилизоваться, стимулируют нас дорожить своим и чужим временем, вырабатывают пунктуальность и ответственность. И каждый копирайтер, если он претендует на звание профессионала, должен научиться правильно рассчитывать свои возможности, расставлять приоритеты, чтобы не срывать сроки сдачи заказа, не подводить того, кто оказал ему доверие.